melba: (melba)
[personal profile] melba
Давно хотелось рассказать про мои любимые мельбурнские церкви и соборы. Некоторые из них уже неоднократно мелькали в моих постах, но нужно все-таки придать этой теме подобие систематичности и завершенности.

Начну, пожалуй, с наиболее знакомого постоянным читателям объекта – англиканского собора Святого Павла.

Первое богослужение на этом месте было проведено еще в марте 1836 года, меньше чем через год после основания палаточного поселения на берегах Ярры. Конечно, никакого здания еще не было, и служба шла под большим эвкалиптом. Потом место использовалось как дровяной склад, пока епископ Чарльз Перри не получил добро на строительство третьей в городе англиканской церкви. Она была названа в честь Святого Павла и открылась в 1852 году.



Фото из архивов Victoria State Library

В 1877 в Мельбурн прибыл новый епископ, немедленно возжелавший построить на этом месте собор. Проектирование его было поручено английскому архитектору Уильяму Баттерфилду, который, к слову, в Австралии никогда не был и работал «удаленно». Так выглядел его проект:



Однако конфликты между архитектором и церковью привели к его отставке, и контролировать ведение работ пришлось Джозефу Риду (на счету которого, помимо всего прочего, Мельбурнская публичная библиотека, Выставочный дворец и пара церквей, о которых я расскажу ниже). Отчасти именно ему мы обязаны сегодня интерьерами собора.



По каким-то причинам шпиль и восьмиугольные башни из оригинального проекта так и не были воздвигнуты, и долгое время собор выглядел вот так:



Обратите внимание на рекламу чая «Липтон» на соседнем здании %)

Лишь в 1920-е работы по достраиванию собора возобновились, и он обзавелся тремя башнями нового дизайна, с которыми мы и наблюдаем его сегодня.



Главный шпиль в дуэте с небоскребом Melbourne Central.




Церковь Святого Михаила (бывшая Независимая церковь)

Еще одна работа вышеупомянутого Джозефа Рида, Независимая церковь – один из самых первых в Мельбурне образцов использования разноцветного кирпича. Элегантное здание в ломбардийском стиле было воздвигнуто в 1867 году на углу улиц Коллинз и Расселл.



Узнаете страдальцев Бурка и Уиллса справа от церкви? ;) Это было их первое и самое, наверное, удачное пристанище.

Церковь сегодня.



Фото – Peter Maltezos.

Между прочим, именно этим сооружением вдохновился викторианский бизнесмен Фредерик Саргуд, чью великолепную усадьбу Риппон Ли я показывала в этом журнале еще два года назад (старожилы могут помнить ;). Достаточно сравнить, к примеру, вот эту башенку с вот этой:



Фото – Peter Maltezos.

Через дорогу от церкви Святого Михаила подпирает небо еще одна – Шотландская церковь. На этой красивой эдвардианской открытке они видны обе:



Архитектор – вездесущий Джозеф Рид – построил это неоготическое здание в 1873 году для многочисленных прихожан-пресвитарианцев, большинство из которых были родом из Шотландии.



Фото – Peter Maltezos.


Старый собор Святого Якова (St. James Old Cathedral)

Думаю, у каждого, кто начинает интересоваться каким-либо городом, рано или поздно возникает вопрос: а какое сооружение в нем является самым старым? Применительно к Мельбурну ясности нет: в Сити можно найти несколько зданий, уходящих корнями в 1840-е годы, но почти все они так или иначе перестраивались. Когда я задала вопрос одному большому любителю и знатоку Мельбурна (его фотографии и открытки я использую в этом посте и в других), он назвал вот этот собор. Датируется он 1841 годом (т.е. был построен спустя шесть лет после основания поселения) и относится к редчайшему для Мельбурна георгианскому стилю; самое же в нем любопытное – он тоже «путешественник». Не такой неприкаянный, как Бурк с Уиллсом, правда: он переехал всего однажды. Возведен он был на месте деревянной церквушки первых поселенцев, на Коллинз-стрит, и служил собором до появления вышеописанного Святого Павла.



В 1912 церковь закрыли, но энтузиасты спасли ее от сноса, добившись перенесения ее на Кинг-стрит, где здание стоит и поныне.


Собор Святого Патрика

Творение еще одного интересного мельбурнского архитектора – Уильяма Уорделла (Готический банк, резиденция губернатора), католический собор возводился частями, как и англиканский, но еще дольше: основные работы велись несколько десятилетий, с 1858 по 1897.

Почти достроенный, но еще без шпилей – таким он был на рубеже веков.



Шпили, как водится, добавил совсем другой архитектор в 1930-е, и в настоящее время собор является самым большим в штате Виктория.



Внутри он показался мне не таким красивым, как собор Святого Павла (фото есть, к примеру, тут), но снаружи нравится больше. Место для строительства было выбрано весьма удачно, и сегодня его шпили видны из самого Сити – например, такой вот классический вид с Бурк-стрит на Парламент и собор.



И еще одно чудесное фото от [livejournal.com profile] dewynter.

Date: 2008-07-21 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] orihalk.livejournal.com
Суперфотографии, спасибо!
Прочла с интересом и удовольствием! :)

Date: 2008-07-21 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Рада, что понравилось! Пока я все это сегодня оформила, у меня глаза в кучу собрались %)

Date: 2008-07-21 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] orihalk.livejournal.com
Ужас какой, удовольствие такой ценой
Работа, работа и еще раз работа... эх )

Date: 2008-07-21 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Дык ничего само не делается %)

Date: 2008-07-21 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] sashenkamelb.livejournal.com
Я могу конечно ошибаться,но возможно,что автор последнего фото Илья Генкин.Кажется это же фото я видела у него на сайте несколько лет назад.

Date: 2008-07-21 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
О, может быть, кстати. Загляну сейчас к нему на сайт.

Date: 2008-07-21 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] dewynter.livejournal.com
Сенькс! :-)
У меня там есть еще несколько фото этого собора и внутри тоже.

Я вообще к соборам (и маякам) не равнодушен.

Date: 2008-07-21 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Да, я уже нашла, но там написано, что они не в паблик домейн.

Date: 2008-07-21 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] dewynter.livejournal.com
Ну и эта как бы тоже. :-)
Но не паблик домейн это все-таки несколько иное. Я как бы и не запрещаю даже качать к себе не комп. Скачивай - не жалко. А уж просто ссылку на сайт так и вообще никаких проблем. Вот коммерческое использование - таки да. Я просто хочу чтобы если была фотка, то знали кто снял и если стоит копирайт, то не затирали его. Только и всего. Паблисити так сказать. Так что если ссылки делать как ты, то я только за двумя руками.

Date: 2008-07-21 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Ну и эта как бы тоже. :-)
Так я потому и спросила, не убрать ли вообще: не сразу увидела эту подпись.
Понял теперь, мерси :)

Date: 2008-07-21 07:27 am (UTC)
yulkar: (Default)
From: [personal profile] yulkar
Здорово!

А ассоциация с Мининым и Пожарским - просто мгновенная :))
Спасибо. И за ссылку тож. Я тот пост не читала.

Date: 2008-07-21 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Не мне одной, значит, мерещится %)

Date: 2008-07-21 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] yazon.livejournal.com
Интересно. Интересно и то, что шпиль с небоскрёбом гармонируют.

Date: 2008-07-21 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Тут вообще в большинстве случаев старое удачно вписано в новое (или наоборот?). Во всяком случае, мне так кажется.

Date: 2008-07-21 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Как красиво! По-моему пора тебе добраться и до Арх-Готик!!!

Date: 2008-07-21 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
А соборы туда не выкладывала разве? Надо глянуть.

Date: 2008-07-21 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Могла и я пропустить!

Date: 2008-07-21 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Да, я там их упоминала, но все равно сделала пост сейчас %)

Date: 2008-07-21 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] onshe33.livejournal.com
насколько люди там ценили свои архитектурные постройки и насколько у нас в революцию разрушили все до основания,нет слов(((
Фотки и описание просто обалденные)

Date: 2008-07-21 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Ну, это все-таки слишком разные ситуации: тут-то с религией никогда не боролись. А вот здания сносили - изболее меркантильным соображений.

Date: 2008-07-21 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] elenacali.livejournal.com
Спасибо за интересный репортаж. Церкви очень красивые.

Date: 2008-07-22 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Спасибо, что зашли.

Date: 2008-07-21 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] yall-0ck.livejournal.com
Сколько же нужно переработать новой информации и сколько всего знать, чтобы потом вот так просто и интересно рассказать! Спасибо, как всегда получила удовольствие. Не была ещё ни в одном из упомянутых выше соборов, так что теперь пойду, вооружившись новыми знаниями.
Интерьер Святого Павла мне тоже нравится больше, чем Патрика, во всяком случае на фотографиях. Надо проверить реальные впечатления.

Date: 2008-07-22 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Спасибо, добрый человек %)
Конкретно тут текста-то мало, поэтому не так сложно. А вот с картинками возня. Но зато я мужественно сделала все за каких-нибудь три часа: обычно мне больше времени нужно :)

Date: 2008-07-22 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] yall-0ck.livejournal.com
Скажи, а я правильно поняла из комментариев к этому посту, что человек, пишущий под ником Dewynter, и Илья Генкин - одно и то же лицо? Я недавно набрела на сайт Генкина и мне так понравились его фотографии. Я уж не говорю про качество снимков, но какие виды! Надо ведь уметь увидеть частное в общем. Интересно, этому учат?

Date: 2008-07-22 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Один и тот же. Я на эти фотографии наткнулась еще когда в России жила - и сразу натаскала себе кучу :)

Date: 2008-07-21 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
"...архитектору Уильяму Баттерфилду, который, к слову, в Австралии никогда не был и работал «удаленно». "
Эх, встречаются и сейчас такие архитекторы и дизайнеры, которые не разу не были на стройке. Такая фигня у них получается! :)
Спасибо за рассказ!

Date: 2008-07-22 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Сейчас, в эпоху интернета, можно вообще рендерить все, не отходя от кассы %) Я удивляюсь, как у них тогда это получалось...

Date: 2008-07-21 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Красивые какие. Вообще, готические соборы очень оригинально смотрятся на городских улицах рядом с небоскребами. Этакий привет из прошлого.

Date: 2008-07-22 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Ну, кого сейчас удивишь таким соседством... %) Хотя в Европе, как мне кажется, общий вид должен быть несколько смещен в сторону старинного: стекла и бетона там не так ведь много, вроде как.

Date: 2008-07-22 12:40 am (UTC)
From: [identity profile] tanja-me.livejournal.com
и снова спасибо!
я обожаю читать про Мельбурн в твоем ЖЖ, настолько красиво эта тема подается и сами здания - просто потрясающие!

Date: 2008-07-22 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Очень приятно об этом знать :)

Date: 2008-07-22 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] renatar.livejournal.com
Церковь Святого Михаила (бывшая Независимая церковь) - все-таки как интересно меняется масштаб сооружения со временем! На старинной открытке она такая величественная, а на фоне новостроек совершенно миниатюрной кажется. Но вообще столько красивых больших соборов в городе, просто удивительно!

Date: 2008-07-22 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Город и сам был большой :) И золото, конечно, куда без него.
А на церковь все равно голову высоко поднимать приходится :)

Date: 2008-07-22 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] laura-corolla.livejournal.com
очень красивые соборы и так интересно смотреть на фото разных времен. неудивительно, что викторианские бизнесмены вдохновлялись идеями для своих построек :))

Date: 2008-07-22 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Это точно :)

Date: 2008-07-22 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] nemir0ff.livejournal.com
А как на счет православных церквей? Наверняка же в Мельбурне есть какая-нибудь?

Date: 2008-07-22 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Где-то точно есть, и греческие тоже, но я этим не особо интересуюсь.

Date: 2008-07-23 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] iviv.livejournal.com
Есть, есть, и русская школа есть по воскресеньям для детей.

Date: 2008-07-23 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] iviv.livejournal.com
Спасибо за интересный рассказ. У меня есть желание, как-нибудь сесть тихим вечером и просто почитать все ваши рассказы, но только вот времени на это совершенно нет :( Я просто удивляюсь как у других находится время не только читать, но еще и писать ;)

Date: 2008-07-23 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Я так понимаю, многие с работы читают :)

Date: 2008-07-23 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] iviv.livejournal.com
Ну я вот тоже с работы читаю и пишу, да. А работать тогда когда? :)
Плюс на работе можно читать что-то небольшое, быстренько, а тут хочется с чувством, с толком, с расстановкой :)

Date: 2008-07-23 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Современный ритм, что поделать :(
(deleted comment)

Date: 2010-08-05 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] iviv.livejournal.com
Ой, хто здесь?! :) Это же когда было то!!!

Date: 2010-08-06 12:14 am (UTC)
From: [identity profile] ksuxakostroma.livejournal.com
Ну, кто, кто? Конь в пальто... :)
Было - давно и - я про то же! 2 года прошло, а времени всё нету.... Вань, пора начинать издавать и печататься :)))

Date: 2008-07-23 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] dushonok.livejournal.com
Жаль, что шпили теперь теряются на фоне небоскребов.
From: [identity profile] retromoscow.livejournal.com
http://www.thecollectormm.com/gallery/postcards/1920s-1980s/slides/StPaul's6.jpg
http://www.thecollectormm.com/gallery/postcards/1920s-1980s/slides/StPat's6.jpg
http://zeus.53x11.net/weblinks/melbaa/vintage/2churches.jpg

Красивые храмы, но согласен - теперь они не доминанты в окружающей застройке, а ведь островерхие шпили достраивались именно для этого.

P.S. интересно, а есть ли в Мельбурне и вообще в Автралии костёлы, православные храмы?
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Костел - это лютеранский храм или католический? Если второе, то полно. Православные тоже есть - и русские, и греческие.

Date: 2008-07-28 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Красивые соборы - и снаружи, и внутри.

February 2026

S M T W T F S
1 2 34567
8 91011 121314
15 1617 181920 21
22 2324 2526 2728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 27th, 2026 04:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios